Щебень или гравий для дороги:

Щебень или гравий для дороги: что лучше

Дороги из щебня или гравия ведут к дачным и коттеджным поселкам, отдаленным населенным пунктам, стройплощадкам. Такие дороги не испытывают обычно высоких нагрузок. Их назначение – обеспечить подъезд техники к стройплощадке или комфортный проезд к местам проживания небольшого количества людей. В частом обслуживании грунтовки не нуждаются. Для обустройства такой дороги используют чаще всего щебень или гравий.

Чем отличается щебень от гравия

Основное отличие щебня от гравия в форме зерен. Гравий имеет естественное происхождение, добывается путем отсева горной породы. Он имеет округлую форму зерен. Щебень же имеет угловатую форму, что повышает его лещадность и является результатом дробления горных пород. В том числе и гравия. Размер зерен в обоих случаях одинаков, от 5 до 70 мм.

Гравий – более дешевый строительный материал. Поскольку не требует дополнительной обработки. Но его потребительские свойства уступают щебню. Он не дает высокого сцепления материала и не обеспечивает оптимальной сдвигоустойчивости полотна. Поэтому идет гравий на дороги низких категорий. Его максимальная пропускная способность 200-500 автомобилей в сутки.

Сфера применения гравия:

  • обустройство основания дорожного покрытия;
  • обустройство покрытий с небольшой пропускной способностью.

Читайте также: Выбор щебня для дороги на даче

Щебень же, за счет формы, создает боле плотное и устойчивое к растрескиванию покрытие, не подверженное деформациям. Его используют как:

  • дорожное основание;
  • материал для гравийных дорог со средней проходимостью;
  • укрепитель для дорожных обочин.

Разновидности и свойства щебневых дорожных компонентов

В целом для строительства дорог применяют 4 вида сыпучих материалов. Кратко расскажем о каждом из них.

Песок

В качестве самостоятельного материала ненадежен, не обеспечивает долговечного покрытия, слабо устойчив к воздействию атмосферной влаги. Чистый песок или его смесь с гравием применяют в основном как дренажный подкладочный слой для дорожного покрытия.

Щебень

Обладает прочностью, влагоустойчивостью и морозостойкостью. Пригоден для строительства автомобильных дорог и дорог для крупной спецтехники. Известняковый щебень, в отличие от гранитного, имеет меньшую плотность, но хорошо уплотняется. Из него часто обустраиваются поселковые дороги.

Гравий

Годится для обустройства ненагруженных второстепенных дорог.

Вторичные стройматериалы

Это бой кирпича, бетона, отходы керамического производства, строительный мусор, дробленое асфальтовое покрытие. Хороши как бюджетная альтернатива гравию и щебню.

Что лучше для дороги гравий или щебень

Ввиду своих различий физических свойств, гравий и щебень имеют разные сферы применения.

Гравий служит материалом для обустройства дорог с низкой пропускной способностью. Это бюджетный материал для обустройства недорогого подъезда к населенному пункту или другому объекту.

Щебень, являясь более надежным, но и более дорогим материалом, используется для дорог с большей пропускной способностью и там, где нет необходимости в экономии средств.

Щебень используется для отсыпки автомобильных дорог временного назначения. Таким способом организуется проход крупной техники к месту строительства. Это быстро и незатратно. Для организации такой трассы нужно только выровнять грунт, рассыпать по нему гравий и уплотнить его. При этом гравий с крупным зерном, от 70 мм и более, служит для проезда грузовой техники.

А из гравия среднего размера от 40 до 70 мм, устраивают обычные дороги второстепенного назначения, пригодные для проезда легкового транспорта. Часто для дополнительного уплотнения сверху их покрывают срезкой асфальта или заливают битумом. Это увеличивает бюджет, но обеспечивает более надежное и качественное покрытие.

Вторичный материал для отсыпания дорог

При ответе на вопрос, что дешевле: гравий или щебень, стоит упомянуть и другие бюджетные варианты строительства.
Для отсыпания дорог применяются вторичные стройматериалы: кирпичный и бетонный бой, асфальтовая крошка, любой строительный мусор, образующийся при разборке строений.

Кирпичный бой является недорогим влагоустойчивым, морозоустойчивым и прочным материалом. Дороги из него достаточно долговечны, в отдельных случаях они служат до 15 лет.

Из асфальтовой крошки обустраивают дороги с небольшой пропускной способности, тротуары для пешеходов, промышленные пути подъезда. За счет содержащегося битума, такая дорога достаточно долговечна. Материал не требует тщательной подготовки поверхности и применения трамбовочной техники.

Для строительства временной дороги, по которой будет передвигаться только крупногабаритная техника (грузовики и самосвалы) вполне подойдет самый дешевый материал:

  • бетонный бой, например, отходы и брак производства по низкой цене у производителя.
  • строительный мусор (состоит из обломков плит перекрытий, кусков штукатурки, шифера, керам плитки, дробленого бетона). Материал можно приобрести бесплатно, на условиях самовывоза.

Отдельно упомянем вторичный щебень. Пока он применяется не так часто. Хотя это достаточно качественный материал, позволяющий существенно снизить расходы на строительство. Вторичный щебень состоит из измельченной смеси бетонного щебня, отходов строительной и кровельной керамики и прочего стройматериала.

Из него допускается строительство дорог второстепенного назначения со средней пропускной способностью. Он обладает неплохими показателями морозостойкости и влагоустойчив.

Следует иметь в виду, что дорога из такого материала обладает рядом существенных недостатков:

  • недолговечна, служит в среднем 1-2 сезона;
  • не приспособлена для движения легкового транспорта;
  • может уйти в грунт на болотистых почвах или в результате длительных осадков.

Есть пара способов улучшить качество дороги, не увеличивая бюджет:

  • использование при строительстве дороги таких новейших технологий как геосетки и гео разделители и армирующие модули;
  • использование вторичного щебня.

Это в разы сокращает толщину дорожного покрытия, а значит, позволяет сэкономить средства на приобретение более качественного отсыпочного материала.