щебень для дорожных работ

Применение щебня в дорожном строительстве

Одним из материалов, необходимых для строительства дорог, является щебень. Щебень обладает устойчивостью к воздействию неблагоприятной погоды и к истиранию. Данный стройматериал позволяет укрепить грунтовые дороги и проложить асфальтированное покрытие. Также щебеночный слой широко применяется для стабилизации железнодорожного полотна.

Данная статья познакомит вас с разновидностями щебня и спецификой его использования во время различных дорожно-строительных работ.


Как выбрать щебень для дорожных работ

Выбор этого материал обусловлен типом дороги и интенсивностью ее эксплуатирования. Поэтому к каждому типу дорожного покрытия предъявляются свои нормативы эксплуатации. Чем больше нагрузки на дорогу, тем более качественными должны быть стройматериалы для ее сооружения. Соответствующая особенность имеет непосредственное отношение и к щебню.
Выбирая вид и марку щебенки, стоит учитывать следующие факторы:

  • тип дороги (асфальтированный, железный или грунтовой);
  • количество проходящего транспортного трафика;
  • фракции щебня (размеры, форму частиц и состав породы);
    свойства дорожной щебенки (имеются в виду показатели прочности, износостойкости, морозоустойчивости и другие характеристики).

Группы щебня для строительства дорог

Существует ряд разновидностей соответствующего щебеночного материала, каждая из которых применяется для сооружения и ремонта конкретной категории дорог. Здесь ключевыми аспектами являются разновидность дороги и целевое назначение щебня.

Для грунтовых дорог

Грунтовые дороги, отличающиеся минимальным трафиком, поддерживают укрепляющим покрытием из щебня. Различный по зернистости и типу щебень служит для устройства временных дорог грунтового типа, их верхних и нижних слоев, а также расцикловки крупных фракций и ремонта дорожного полотна.

Например, при устройстве временных дорог используют преимущественно щебень габбро с зернами 80-120 мм и амфиболитовый с размером зерен от 40 до 120 мм.

Если грунтовка используется для большегрузного транспорта, для нее лучше подойдет гранитная, диоритовая, амфиболитовая щебенка или габбро. Эти сорта материала дорогостоящие, но самые качественные.

Иногда грунтовое покрытие дороги не предполагает частого движения тяжелых машин. В таких случаях допустимо применение более дешевого, мраморного или известнякового щебня.

известняковый щебень

Для асфальтированных дорог

Невозможно без щебня и создание полноценных асфальтированных дорог. Для оборудования трасс высокого качества используют обычно надежный гранитный щебень.

Мраморная и известняковая разновидность щебенки для асфальта не подходят из-за своих низких показателей прочности и плохой устойчивости к низким температурам.

Используется щебень и при изготовлении асфальта различной зернистости. Лучшим вариантом для крупнозернистого вида материала будет щебень гранитный. Чтобы изготовить мелкозернистый состав асфальта дорожного покрытия, применяют щебенку гранит и габбро.

Для железных дорог

Движение железнодорожных составов предполагает существенные вибрации. Стабилизировать рельсы, обеспечивая равномерность нагрузки, помогает щебневый слой. Соответствующая прослойка является профилактикой проседания рельсов.

Среди требований, которые выдвигаются к щебню для железнодорожного строительства – максимальные показатели прочности, морозостойкости, а также низкой истираемости.

Лучшее распределение вибраций и нагрузки обеспечивается гранитом 25-60 мм, а для оборудования насыпей у железных дорог используют амфиболит 40–120 мм.